ИТ в Ульяновске
ГЛАВНАЯ ЖУРНАЛ РАБОТА КОМПАНИИ КАТАЛОГ САЙТОВ БЛОГ ОБЪЯВЛЕНИЯ
Информационные технологии в Ульяновске
Вход | Регистрация




Добавить новость


Связаться с нами
Реклама на сайте Поддержите проект

МОЖЕТ ЛИ КОМПЬЮТЕР ЧУВСТВОВАТЬ?


“Дейв, ты что-то плохо выглядишь сегодня, давай сыграем в шахма-ты!” Так в культовом фильме Стэнли Кубрика “2001 год: космическая одис-сея” выглядел один из наиболее запоминающихся эпизодов, где изобража-лось общение человека с компьютером. Да и во многих других фантастиче-ских произведениях стали расхожими сюжеты, когда жилище приветствует хозяина и ведет себя в соответствии с его настроением, а электроплита спрашивает, что ему приготовить. Так ли уж далеки эти фантазии от ре-альности?

В 1996 году, когда компьютер выиграл шахматный матч у Гарри Кас-парова, все, кто наблюдал за его ходом в Интернете, получили сильнейший заряд эмоций. На специальных сайтах каждый ход комментировали не только профессионалы и любители шахмат, но и... компьютеры. А чемпион мира в своих интервью по окончании матча утверждал, что в нескольких эпизодах его электронный соперник сыграл совсем “по-человечески”, руко-водствуясь не холодным расчетом, а эмоциями...

Похоже, вопрос “Может ли компьютер думать?” скоро можно будет снять с повестки дня. Тем временем, по мере того, как высокие технологии занимают все более заметное место в повседневной жизни людей, появля-ется все больше поводов задаться вопросом “Может ли компьютер чувст-вовать?” и даже... «Может ли компьютер сочувствовать?».

Радиометки на товарах в магазине помогают торговцам проводить инвентаризацию, а покупателям - быстро находить нужный товар. Беспро-водные сенсоры, размещенные в лесах и на виноградниках, собирают ме-теорологическую информацию и передают ее лесникам и виноделам. До-машний кинотеатр, повинуясь голосу владельца, перекачивает из компью-тера и начинает демонстрацию фильма... Микропроцессоры проникают во все сферы жизни, а вычисления становятся поистине вездесущими, карди-нально меняя наше общение с окружающим миром, работой, семьей и друзьями.

“Эмоциональное присутствие” - термин, определяющий способы кон-такта компьютера и человека. Естественно, микропроцессор не может оп-ределять состояние человека и предсказывать его поведение, но способен сделать это опосредованно. “Исследования эмоций” (affective research) имеют целью разработать способы установления эмоционального контакта между человеком и компьютером.

Задача компьютера - быстро обрабатывать полученную информа-цию. Задача “исследований эмоций” состоит в организации сбора необхо-димой информации при помощи сенсоров и создании ПО для обработки этой информации и извлечения соответствующих выводов. Например, если постоянно измерять число шагов, сделанных тем или иным человеком, и накапливать эти сведения в памяти компьютера в течение месяцев, а то и лет, то даже на основе таких простейших измерений можно делать полез-ные выводы. Например: “за эту неделю вы “нашагали” в два раза больше, чем за прошлую, поэтому в выходные вам лучше отдохнуть”. Или: “за по-следние три месяца вы заметно снизили прогулочную активность - вам гро-зит увеличение веса”.

При помощи сенсоров можно собирать самую разнообразную ин-формацию, и вопрос лишь в том, как ее интерпретировать. Успешное ре-шение задачи по внедрению микропроцессоров в наши жилища зависит от того, насколько эффективным удастся сделать их взаимодействие с чело-веком. “При этом мы ни в коем случае не пытаемся упростить такое взаи-модействие, - говорит Тим Брук из исследовательского подразделения “Люди и место” корпорации Intel (People and Places research team - PaRP) – Наоборот, мы стремимся сохранить все многообразие оттенков и обеспе-чить максимальное “дружелюбие” по отношению к человеку”.

Исследованием эмоций занимается и Международный консорциум АРС (Affective Presence Consortium). Он представляет собой интернацио-нальный исследовательских центр, ставящий перед собой задачу исследо-вания различных аспектов взаимодействия между человеком и компьюте-ром и налаживания наиболее эффективных путей такого взаимодействия.

К сожалению (а может быть, к счастью?) человеческие реакции не-легко прогнозировать. Столкнувшись с той или иной проблемой, одни люди впадают в депрессию, а других это лишь раззадоривает. Поэтому интер-фейс «человек-машина» изначально должен предусматривать возмож-ность неоднозначного развития событий.

В конце января представители исследовательских лабораторий кор-порации Intel побывали на конференции, организованной АРС, где позна-комились с некоторыми разработками этой организации:
 музеем с цифровым сопровождением экспонатов
 мультимедиа устройством, которое может считывать с упаковки всю информацию о ее содержимом
 домашней электроникой, которая определяет эмоциональное со-стояние обитателей дома по самым разным параметрам их пове-дения и выдает им рекомендации типа “позанимайтесь со своими детьми, мойка посуды может и подождать”
 своеобразной компьютерной программой-собеседником, которая в состоянии снять с вас раздражение
 мобильным телефоном, который сопровождает текстовые посла-ния сведениями о вашем эмоциональном состоянии.
Проекты АРС не предназначены для коммерческого использования, ученые только пытаются понять, как человек общается с окружающим ми-ром и как этот мир воздействует на нас в эмоциональном, духовном и соци-альном плане. Единственное, в чем вы можете быть абсолютно уверены (по мнению экспертов АРС), так это в том, что система никогда не будет работать по плану своего создателя. Образ функционирования любого уст-ройства рождается только во взаимодействии с пользователем. Лишь на-блюдая за тем, как человек пользуется тем или иным прибором, можно по-нять, насколько он полезен и удобен.

Немаловажен и фактор приватности информации. Даже если вы пойдете на то, чтобы компьютер знал все ваши эмоции, то должен ли он запоминать и, тем более, анализировать ваши ссоры с супругом? Должен ли компьютер вмешиваться в столь интимную сферу жизни людей? Экспер-ты считают, что и сенсоры надо держать в узде, чтобы они не переусердст-вовали и фиксировали бы только действительно необходимые пользовате-лю вещи. В конце концов, для определения присутствия людей в доме во-все не надо повсюду расставлять видеокамеры, достаточно датчиков дав-ления на пол или датчиков конденсата на оконных стеклах.

Что же нас ждет впереди? Проект по исследованию эмоций рассчи-тан на пять лет. К концу этого срока АРС надеется достичь следующих ре-зультатов:
 “Эмоциональное” присутствие в компьютерных науках должно занять такое же место, как бизнес-вычисления или игры.
 Вездесущие или повсеместные вычисления должны “гуманизироваться”, иначе говоря, «поставить человека во гла-ву угла».
 Проблематика приватности информации должна стать достоя-нием самой широкой общественности, и мнение пользовате-лей непременно должно приниматься во внимание.
 Должен быть разработан целый ряд новых “эмоциональных” технологий.
 Технологии, учитывающие в своей работе те или иные эмоции, - совершенно новая сфера компьютерных наук. Компьютерные устройства должны учитывать в своей работе такие парамет-ры, как звук, видеоизображение, близость расположения. Они должны на каждом шагу сопровождать человека и в то же вре-мя не быть назойливыми.

Естественно, корпорация Intel – признанный лидер IT-индустрии - за-интересована в развитии “эмоционального” сектора компьютерной про-мышленности. Благодаря этому компьютеры станут неотъемлемой частью нашей жизни и превратятся в устройства не только для специалистов, но и рядовых пользователей всех возрастов, от мала до веклика. Это колос-сальная задача - по важности, по сложности, по масштабам. При этом, ра-зумеется, исследователи Intel не ставят перед собой целью, чтобы пользо-ватель, ложась спать, желал своему компьютеру “Спокойной ночи!” - это было бы слишком эмоционально...


Автор: Alov
Раздел: Новости Intel
Дата добавления: 03.02.2004



Комментарии:



 

ГЛАВНАЯ | ЖУРНАЛ | РАБОТА | КОМПАНИИ | КАТАЛОГ САЙТОВ | БЛОГ | ОБЪЯВЛЕНИЯ

© Ульяновск-он-лайн, 2003-2024

Каталог ИТ