ИТ в Ульяновске
ГЛАВНАЯ ЖУРНАЛ РАБОТА КОМПАНИИ КАТАЛОГ САЙТОВ БЛОГ ОБЪЯВЛЕНИЯ
Информационные технологии в Ульяновске
Вход | Регистрация




Добавить новость


Связаться с нами
Реклама на сайте Поддержите проект

Игра в широкие ворота


В Поволжье на бурно развивающемся рынке услуг широкополосного доступа (ШПД) в Интернет большинству региональных игроков ничего не остается, как искать стратегического инвестора. И выбор активов для приобретения тут достаточно широк

  

Одной из ведущих тенденций 2006 года на рынке фиксированной связи стало динамичное развитие услуг широкополосного доступа в Интернет. И хотя основную часть в структуре рынка составляют традиционные голосовые услуги, самые высокие темпы роста — 41% — наблюдались именно в этом сегменте. Однако занять перспективную нишу региональным операторам в ближайшее время не удастся.

Несмотря на столь внушительный рост, провайдеры не удовлетворяют весь спрос. Так, по данным рейтингового агентства Fitch, потенциальными потребителями услуг широкополосного доступа является около 10% всего населения России, в реальности же услугой охвачено не более 1,5%. Основным препятствием являются административные барьеры, нехватка средств для строительства сетей и недостаточно гибкая ценовая политика самих операторов.

Собраться с силами

Региональный рынок широкополосного доступа в Интернет станет в текущем году одним из наиболее бурно развивающихся сегментов российских телекоммуникаций. По словам директора корпоративной аналитической группы Fitch Ratings Николая Лукашевича, уровень проникновения ШПД в Приволжском федеральном округе (ПФО) вырастет, если операторы обеспечат население необходимыми сервисами. В 2007 году оборот российского телекоммуникационного рынка, по данным инвестиционной группы «Ренессанс Капитал», может достигнуть 31 млрд рублей (против 25 млрд в 2006 году). В частности, рост будет обеспечиваться увеличением спроса и предложения на таких рынках, как широкополосный доступ в Интернет, кабельное ТВ. Например, у кабельного оператора «ЭР-Телеком» с брэндом «Дом. ру» выручка от интернет-услуг составила 47% в общем объеме выручки, а это свидетельствует о том, что операторы кабельного телевидения также будут способствовать росту ШПД.

Впрочем, не все отраслевые эксперты столь оптимистичны. По мнению аналитика iKS-Consulting Константина Анкилова, региональные операторы не смогут быстро обеспечить доступ к новым услугам большому количеству абонентов. «В теории проникновение ШПД в российских регионах способно превысить 10 процентов, соответствующий спрос действительно есть, — говорит он. — Но реально никто из местных операторов не выдержит такого резкого скачка в объеме абонентской базы». Аналитик считает, что развитие рынка ШПД тормозится дефицитом оборотных средств, а также недостаточно продуманной тарифной политикой основных игроков регионального рынка. «К примеру, в регионах практически нигде нет реально привлекательных безлимитных тарифов, а именно введение дешевой ‘‘безлимитки’’ привело к тому, что ШПД стал массовой услугой в Москве», — поясняет г-н Анкилов.

Генеральный директор «Корбины Телеком» (Москва) Александр Малис также не считает достижения региональных операторов выдающимися, но видит в этом перспективу для своей компании. «Думаю, региональный рынок ШПД существенно изменится самое раннее через два года и во многом благодаря нашей экспансии за пределы Москвы, — говорит он. — Пока я не вижу для мест-ных игроков возможности совершить серьезный прорыв, в первую очередь из-за того, что строительству и расширению сетей в регионах препятствуют административные барьеры».

По словам Тамары Соколовой, представителя пресс-службы крупного регионального кабельного оператора «ЭР-Телеком» (Пермь), оказывающего услуги ШПД в регионах ПФО, «административные сложности возникают на этапе строительства сети, при согласовании проведения сетей в дома. Иногда ситуация осложняется присутствием в доме другого оператора». Процесс затягивается, поскольку приходится проводить согласования сразу с несколькими сторонами — ТСЖ, управляющими компаниями, органами ЖКХ и с самими жильцами. «Очень часто мы общаемся с людьми напрямую в каждом конкретном доме, рассказывая им о преимуществах нашей сети. Это занимает очень много времени, — поясняет Тамара Соколова. — Однако мы решаем эти вопросы и проходим все необходимые этапы, вписанные в бизнес-процессы компании. На этапе оказания услуг административных проблем не возникает, в конкурентной среде мы ориентируемся, в первую очередь, на уровень сервиса и удовлетворенность клиентов». Стоит также вспомнить ряд дел, возбужденных ФАС против крупных игроков ШПД в регионах. Направлены они против манипулирования рекламой, неоправданно завышенных тарифов на конечные услуги и услуги аренды мест в телефонной канализации. Например, ОАО «Таттелеком» (Татарстан) подняло стоимость аренды места в телефонной канализации в 4−5 раз, без вмешательства ФАС это грозило уходом с рынка ряда альтернативных провайдеров.

 

Съесть или быть съеденным

Прогнозные комментарии дает Наталья Аристова, ведущий аналитик ComNews Research: «Рынок широкополосного доступа будет, скорее всего, продолжать активно развиваться, в том числе в регионах. Однако высокая стоимость трафика, а следовательно, высокие тарифы не дадут широкополосному доступу повысить процент проникновения. Помимо ‘‘Связьинвеста’’, работающего по технологии ADSL, будут активно развивать свои сети провайдеры, не связанные с госхолдингом, работающие по технологии Ethernet». Но все же главными останутся те компании, которые лидировали за счет технологий проводного ШПД xDSL, ADSL.

Ситуацию на рынке услуг ШПД по региональным компаниям можно проиллюстрировать на примере Нижегород-ской области, где более 59% доходов приходится на крупную «дочку» холдинга «Связьинвест» — «ВолгаТелеком», еще 19% — на Агентство деловой связи, аффилированное с Golden Telecom. В 2006 году ни один из остальных операторов (более 30) не заработал на доступе в Интернет и миллиона долларов. При этом Нижегородская область по уровню проникновения в Интернет — 5,6% — в начале 2006 года занимала 25 место среди российских регионов.

Яркими фигурами на рынке проводного широкополосного доступа в регионах, по всей видимости, останутся два крупных игрока — Golden Telecom (GT) и «ВолгаТелеком», представленный в 11 регионах ПФО. Стратегия развития первого из них подразумевает экстенсивные и интенсивные стратегии роста. Крупный синдицированный заем, привлеченный GT (около 275 млн долларов), позволяет компании активно расти в обоих направлениях, извлекая выгоды от активной региональной экспансии и предлагая все новые услуги ШПД. GT совершил ряд покупок телекоммуникационных активов: в Нижнем Новгороде приобрел OOO «Витус», в Татарстане — 70% акций крупнейшего по объему интернет-трафика провайдера в регионе, ЗАО «Татарские интеллектуальные коммуникации» («Татинтелком»). А после завершения сделки по приобретению провайдера услуг «Корбины Телеком», четвертого по выручке альтернативного оператора связи в России, GT становится одним из главных федеральных игроков.

В 2007 году на рынке ШПД будет происходить взрывной рост, операторы станут скупать мелких конкурентов, поскольку интересных игроков много, уверена Наталья Аристова. «Но не думаю, что сделок будет больше, чем в среднем за год», — добавляет аналитик, ссылаясь на то, что крупным компаниям выгодно покупать фирмы с четкой структурой, совместимым оборудованием, а региональные провайдеры, пытаясь продаться, очень часто завышают цену.

 

Игорь Королев

«Эксперт Волга» №8(48)  /  26 февраля 2007

http://expert.ru/printissues/volga/2007/08/shirokopolosniy_dostup_v_internet/



Автор: Alov
Раздел: Экспертное сообщество
Дата добавления: 26.02.2007



Комментарии:



 

ГЛАВНАЯ | ЖУРНАЛ | РАБОТА | КОМПАНИИ | КАТАЛОГ САЙТОВ | БЛОГ | ОБЪЯВЛЕНИЯ

© Ульяновск-он-лайн, 2003-2018

Каталог ИТ