ИТ в Ульяновске
ГЛАВНАЯ ЖУРНАЛ РАБОТА КОМПАНИИ КАТАЛОГ САЙТОВ БЛОГ ОБЪЯВЛЕНИЯ
Информационные технологии в Ульяновске
Вход | Регистрация




Добавить новость


Связаться с нами
Реклама на сайте Поддержите проект

Неэвклидова сотовая экономика 2006 года: операторы "большой тройки" получают от каждого абонента все больше, а абоненты платят за услуги по-прежнему


Сегодня, последним из сотовых операторов "большой тройки", обнародовал свои операционные результаты за 2006 г "МегаФон". Теперь стала вполне отчетливо видна любопытная закономерность: средний доход сотовых операторов в расчете на одного абонента /ARPU/ стабильно растет, а цена единицы услуг связи для сотового абонента не меняется.



Действительно, вопреки прогнозам годичной давности, в течение 2006 г показатель ARPU рос у всех операторов "большой тройки" – ОАО "Мобильные ТелеСистемы" /МТС/, ОАО "ВымпелКом" /"Билайн"/ и ОАО "МегаФон". То есть, в среднем каждый абонент этих компаний приносил оператору все больше и больше денег. При этом, и по заявлениям самих операторов, и по оценкам экспертов, и – в конце концов – по ощущениям сотовых абонентов, повышения цен на сотовую связь в России в прошедшем году вроде бы не отмечалось.

Другими словами, получается некая "неэвклидова" экономика, когда пресекаются две линии развития, которые, казалось бы, пересечься никак не могут.

А так ли это?

Давайте посчитаем.

Прежде всего, операторы называют в качестве причины повышения доходов от одного абонента то, что абоненты в среднем потребляют все больше и больше услуг связи.

Действительно, показатель потребления услуг – среднее количество минут трафика в расчете на одного абонента /MOU/ - постоянно растет.

Например, у МТС с 1-го по 4-й квартал 2006 г показатель потребления абонентами услуг /MOU/ вырос на 13 проц со 118 мин до 133 мин. У "ВымпелКома" за тот же период рост MOU составил 17 проц /со 111 мин до 130 мин/,а у "МегаФона" MOU вырос на 18 проц /со 189 мин до 223 мин/.

Однако показатель доходов в расчете на одного абонент у всех компаний растет существенно быстрее: у МТС показатель дохода с одного абонента /ARPU/ увеличился с 1-го по 4-й квартал на 29 проц с 6,6 долл в месяц до 8,5 долл, у "ВымпелКома" рост ARPU составил 35 проц /с 6.6 долл до 8,9 долл/, у "МегаФона" ARPU за 2006 г вырос на 34,3 проц /с 9,9 долл до 13,3 долл/.

То есть, как мы видим, количество денег, зарабатываемых операторами в расчете на одного абонента, в 2006 г увеличивалось примерно вдвое быстрее, чем объем потребляемых средним абонентом услуг.

Значит, дело не только в росте потребления.

Можно было бы предположить, что цены на услуги сотовой связи для абонентов становятся все больше и больше.

Однако, это не так. Наоборот, цена единицы услуг сотовой связи, по крайней мере, у операторов "большой тройки", в России практически не менялась на всем протяжении 2006 г.

Для того, чтобы проиллюстрировать это, посмотрим на показатель "чистой" цены условной сервисной минуты. Это расчетный показатель, получаемый делением ARPU на MOU, за вычетом из величины ARPU дохода компании от межоператорских расчетов. То есть, для расчета цены условной сервисной минуты берутся только те деньги, которые оператор получил от абонентов за предоставленные услуги, и не учитываются доходы от расчетов с другими операторами связи по межоператорскому взаимодействию.

В таблице представлена динамика "чистой" цены условной сервисной минуты операторов "большой тройки" в России в течение 2006 г /данные ПРАЙМ-ТАСС/.


Цена условной сервисной минуты, доллМТС "ВымпелКом" "МегаФон" 
1-й квартал   0.053  0.055  0.053
 2-й квартал  0.056  0.060  0.053
 3-й квартал  0.058  0.061  0.053
 4-й квартал  0.057  0.061  0.054


Из этих данных ясно видно, что средняя "чистая" цена одной сервисной минуты практически не изменилась у всех со 2-го по 4-й кварталы. Некоторое повышение цены минуты во 2-м квартале у МТС и "ВымпелКома" по сравнению с 1-м кварталом связано, главным образом, тем, что, начиная со 2-го квартала, операторы изменили методику подсчета ARPU, включив в базу для вычисления этого показателя некоторые дополнительные виды доходов, в частности, от роуминга.

Если же мы бы не вычли из цены условной сервисной минуты доходы операторов от расчетов между собой, то увидели бы, что эта "валовая" цена выросла на 9-11 проц начиная с 3-го квартала, когда был введен принцип бесплатных входящих звонков /CPP/. Тогда же, напомним, была введена плата за звонки с фиксированных телефонов на сотовые в размере 1,5 руб/мин и новый порядок межоператорских расчетов, при котором операторы фиксированной связи стали платить сотовым оператором 0,95 руб за каждую минуту звонка из своих сетей в сотовые.

Как в результате изменилась "валовая" цена условной сервисной минуты, в которую включены расчеты между операторами, хорошо видно из следующей таблицы.

Динамика "валовой" цены условной сервисной минуты операторов "большой тройки" в России в течение 2006 г /данные ПРАЙМ-ТАСС/.
 
Цена условной сервисной минуты, долл  МТС "ВымпелКом" "МегаФон" 
 1-й квартал 0.0560.0590.053
 2-й квартал 0.0590.0640.053
 3-й квартал 0.0640.0690.059
 4-й квартал 0.0640.069 0.060

 

Из всего вышеизложенного следует, что сотовые операторы получили возможность, не снижая, а даже увеличивая свои доходы – и в абсолютном и в относительном выражении - делать это не за счет повышения цен для своих абонентов.

Эта возможность стала следствием введения в прошлом году новых принципов тарификации звонков в телефонных сетях общего пользования в России, включая и сети мобильной связи и сети фиксированной связи, и новых принципов межоператорских расчетов.

В этом разгадка кажущейся парадоксальной "неэвклидовости" сотовой экономики в России в 2006 г.

Правда, великий закон Ломоносова-Лавуазье о том, что ничто не может взяться ниоткуда и исчезнуть в никуда, действует всегда и везде без изъятий – в том числе, и в экономике.

В данном случае, за увеличение "валовой" цены сервисной минуты сотовых операторов, при сохранении "чистой" цены, то есть той, которую платят сотовым операторам их собственные абоненты, заплатили другие операторы, прежде всего – операторы фиксированной связи.

Поэтому экономика соотношения ARPU сотовых операторов и платы за их услуги абонентами оказывается не столько неэвклидовой, сколько ломоносовой.

Но все равно интересно.

 

Источник: 

http://www.bit.prime-tass.ru/news/show.asp?topicid=300&id=49160 



Автор: Alov
Раздел: Экспертное сообщество
Дата добавления: 11.05.2007



Комментарии:



 

ГЛАВНАЯ | ЖУРНАЛ | РАБОТА | КОМПАНИИ | КАТАЛОГ САЙТОВ | БЛОГ | ОБЪЯВЛЕНИЯ

© Ульяновск-он-лайн, 2003-2018

Каталог ИТ