Компьютерное искусство: Теrra Incognita
«Компьютер – средство самовыражения человека, и, если у него нет пока своих шекспиров, микеланджело или эйнштейнов, они появятся в будущем»
Сеймур Пейперт
«Шлейф, забрызганный звездами»
Со 2 по 16 апреля в музее «Метеорологическая станция Симбирска» прошла третья Городская выставка-конкурс детско-юношеского компьютерного творчества «Новые грани искусства – 2004». Ее автором является Автономная некоммерческая организация «Школа Мультимедиа», творческий коллектив которой шел к созданию проекта 5 лет - с первой внутришкольной выставки компьютерного рисунка, организованной в 1998 году. Участники творческих мастерских, от первоклассников до студентов, творили свои компьютерные произведения, профессионализм, тематика и художественный облик которых складывались постепенно.
Первая городская выставка была организована весной 2002 года в стенах Областной библиотеки для детей и юношества и с тех пор стала традиционной. У молодого поколения подобное творчество вызывает неподдельный интерес: за три года на выставке представили свои произведения 109 юных художников. Но неправильно было бы думать, что выставка рассчитана исключительно на детскую аудиторию и призвана выполнять стандартные для любых детских конкурсов развлекательно-педагогические функции. Важно, что она популяризует применение информационных технологий в сфере культуры и искусства, а это для нашего города является несомненным шагом вперед. Создавая свои шедевры, ребята повышают образовательный и культурный уровень в сфере информационных технологий и становятся квалифицированными пользователями компьютеров в конкретной профессиональной деятельности. Можно сказать, что педагоги «Школы Мультимедиа» воспитывают и обучают будущих специалистов. Многие видят перспективность подобной работы с детьми. Возможно, поэтому в разное время учредителями выставки были такие серьезные организации, как РИА «Мозаика», УлГТУ, РИФ, РА «Владимирский сад», Комитет по делам молодежи мэрии Ульяновска, Поволжская Ассоциация Госуниверситетов, ГИМЗ «Родина В.И. Ленина», ООО «Книжный мир».
В этом году выставка засверкала новыми гранями. Впервые в одной теме – «Космос» – были представлены рисунки учащихся ДХШ №1, выполненные в традиционной технике, и компьютерные рисунки мультимедийцев под общим названием «Шлейф, забрызганный звездами». Кстати, в выставке участвовали не только художественные работы: ребята из Школы будущего журналиста (ОДДТ), стремящиеся в своей деятельности объединить слово и изображение для более сильного воздействия на аудиторию, представили здесь свое литературно – графическое творчество. О том, что повлияло на выбор темы выставки, мы попросили рассказать ее организаторов.
Гераськина С. Т., руководитель Школы «Мультимедиа»:
- Для нас выставка с подобной тематикой – вторая. Два года назад мы уже делали небольшую экспозицию на подобную тему. Так сложилось, что выставки эти традиционно проходят в апреле, когда близится День космонавтики. А поскольку я сама инженер, эта дата для меня что-то значит. К тому же, и нам, и ребятам интересно было опробовать новую технологию создания «космических» работ, которую мы нашли в Интернете.
Михайлова И. М., заведующая Музеем «Метеорологическая станция Симбирска»:
- Название музея связано с изучением погоды, которая, в свою очередь, зависит от космического фактора. Поэтому одно из направлений нашей деятельности – космос, астрономия. Кстати, эта тема всегда вызывает огромный интерес у детей. В музее уже три года существует планетарий, есть коллекция фотографий космических объектов, а сейчас мы решили сделать еще и выставку.
Кроме «космических» картин здесь выставлялись некоторые тематические экспозиции: «Плыви, плыви, Кораблик!» - рисунки совсем юных «компьютерщиков», самому младшему из которых исполнилось 6 лет; работы педагогов - авторов концепции Школы. Впервые были представлены две персональные экспозиции. Первая - компьютерная графика Артема Кожевникова, студента экономфака УлГУ. Особенность его работ в том, что по исполнению они максимально приближены к фотографии. Вторая - компьютерная живопись студента отделения «Дизайн» Ульяновского училища культуры Анатолия Луговцева. При работе на компьютере он использует те же приемы, что и при создании рукотворных картин, т.е. рисование кистью, пастелью, карандашом.
Заключительным аккордом на выставке стала демонстрация художественных презентаций (слайд-фильмов), проведенная на закрытии 16 апреля. Оборудование музея позволило юным мультимедийцам показать свои электронные творческие работы, что тоже стало новым разделом третьей выставки.
«Как Вы относитесь к компьютерному творчеству?»
– этот вопрос мы задавали посетителям выставки. Оказалось, большинство придерживается одной из двух противоположных точек зрения. Многие убеждены, что необходимо идти в ногу со временем и что произведения, созданные на машине, если они талантливы, ни в чем не уступают «рукотворным». Другие же думают наоборот: компьютерные произведения не передают состояние души и энергетику автора, и только человеческие руки способны создавать то, что потом останется в веках.
Такое полярное отношение – от безоговорочного принятия до полного отторжения чего-то нового - совершенно неудивительно. Вспомним хотя бы слова героя известного фильма о только зарождавшемся тогда виде искусства: «Придет время, когда не будет ничего: ни театра, ни кино – останется только телевидение». Но и сейчас, спустя полвека, и то, и другое, и третье остается востребованным.
Эта тема обсуждалась и на круглом столе, который проводился в составе выставки. Здесь прошел заинтересованный диалог педагогов, занимающихся образованием в области компьютерного искусства, и преподавателей, обучающих детей в традиционных техниках живописи и графики. В ходе дискуссии возникали и другие вопросы, имеющие отношение к данной теме. Существует ли такая профессия – «цифровой художник»? Компьютерное творчество – действительно творчество или только ремесло? Сможет ли оно сказать свое слово в искусстве или это только копирование традиционного искусства новым инструментом? Является достоинством или недостатком то, что художественные «ручные» работы выполняются, как правило, в единственном экземпляре, а «цифровые художники» могут тиражировать свои творения неограниченное количество раз? Участниками был отмечен и такой факт, как отсутствие культуры заимствования из чужих произведений при создании творческих компьютерных работ. Вопрос, считать ли плагиатом использование чужих фрагментов, часто измененных до неузнаваемости, актуален сегодня и во многих других видах искусства.
Вообще, у новых, начинающих развиваться направлений всегда возникает очень много проблем. Не обходятся без них и мультимедийцы. Отсутствие стабильной технической базы и разработанных методических пособий - это уже классика. Но есть еще одна проблема: как никогда ощущается нехватка подготовленных кадров - преподавателей, в равной степени владеющих и компьютерным, и «ручными» технологиями создания творческих работ. Выходов из этой ситуации может быть несколько, а один из них появился как-то сам собой: после выставки несколько ребят из художественной школы стали посещать занятия в Школе Мультимедиа. Возможно, именно они станут такими универсальными специалистами, которых не хватает нашему городу. Особенно актуальным это представляется сейчас, когда в регионе остро стоит проблема т.н. «утечки мозгов». Поэтому весьма своевременно оргкомитет выставки решил выйти к властным структурам города с предложением о создании экспериментальной площадки, где могли бы сотрудничать люди, заинтересованные в создании школы компьютерных искусств. Ведь для того, чтобы регион считался развитым, в нем необходимо поддерживать все новые перспективные начинания и выращивать собственные профессиональные кадры.
Т.В. Лаптева
«Компьютер – средство самовыражения человека, и, если у него нет пока своих шекспиров, микеланджело или эйнштейнов, они появятся в будущем»
Сеймур Пейперт
«Шлейф, забрызганный звездами»
Со 2 по 16 апреля в музее «Метеорологическая станция Симбирска» прошла третья Городская выставка-конкурс детско-юношеского компьютерного творчества «Новые грани искусства – 2004». Ее автором является Автономная некоммерческая организация «Школа Мультимедиа», творческий коллектив которой шел к созданию проекта 5 лет - с первой внутришкольной выставки компьютерного рисунка, организованной в 1998 году. Участники творческих мастерских, от первоклассников до студентов, творили свои компьютерные произведения, профессионализм, тематика и художественный облик которых складывались постепенно.
Первая городская выставка была организована весной 2002 года в стенах Областной библиотеки для детей и юношества и с тех пор стала традиционной. У молодого поколения подобное творчество вызывает неподдельный интерес: за три года на выставке представили свои произведения 109 юных художников. Но неправильно было бы думать, что выставка рассчитана исключительно на детскую аудиторию и призвана выполнять стандартные для любых детских конкурсов развлекательно-педагогические функции. Важно, что она популяризует применение информационных технологий в сфере культуры и искусства, а это для нашего города является несомненным шагом вперед. Создавая свои шедевры, ребята повышают образовательный и культурный уровень в сфере информационных технологий и становятся квалифицированными пользователями компьютеров в конкретной профессиональной деятельности. Можно сказать, что педагоги «Школы Мультимедиа» воспитывают и обучают будущих специалистов. Многие видят перспективность подобной работы с детьми. Возможно, поэтому в разное время учредителями выставки были такие серьезные организации, как РИА «Мозаика», УлГТУ, РИФ, РА «Владимирский сад», Комитет по делам молодежи мэрии Ульяновска, Поволжская Ассоциация Госуниверситетов, ГИМЗ «Родина В.И. Ленина», ООО «Книжный мир».
В этом году выставка засверкала новыми гранями. Впервые в одной теме – «Космос» – были представлены рисунки учащихся ДХШ №1, выполненные в традиционной технике, и компьютерные рисунки мультимедийцев под общим названием «Шлейф, забрызганный звездами». Кстати, в выставке участвовали не только художественные работы: ребята из Школы будущего журналиста (ОДДТ), стремящиеся в своей деятельности объединить слово и изображение для более сильного воздействия на аудиторию, представили здесь свое литературно – графическое творчество. О том, что повлияло на выбор темы выставки, мы попросили рассказать ее организаторов.
Гераськина С. Т., руководитель Школы «Мультимедиа»:
- Для нас выставка с подобной тематикой – вторая. Два года назад мы уже делали небольшую экспозицию на подобную тему. Так сложилось, что выставки эти традиционно проходят в апреле, когда близится День космонавтики. А поскольку я сама инженер, эта дата для меня что-то значит. К тому же, и нам, и ребятам интересно было опробовать новую технологию создания «космических» работ, которую мы нашли в Интернете.
Михайлова И. М., заведующая Музеем «Метеорологическая станция Симбирска»:
- Название музея связано с изучением погоды, которая, в свою очередь, зависит от космического фактора. Поэтому одно из направлений нашей деятельности – космос, астрономия. Кстати, эта тема всегда вызывает огромный интерес у детей. В музее уже три года существует планетарий, есть коллекция фотографий космических объектов, а сейчас мы решили сделать еще и выставку.
Кроме «космических» картин здесь выставлялись некоторые тематические экспозиции: «Плыви, плыви, Кораблик!» - рисунки совсем юных «компьютерщиков», самому младшему из которых исполнилось 6 лет; работы педагогов - авторов концепции Школы. Впервые были представлены две персональные экспозиции. Первая - компьютерная графика Артема Кожевникова, студента экономфака УлГУ. Особенность его работ в том, что по исполнению они максимально приближены к фотографии. Вторая - компьютерная живопись студента отделения «Дизайн» Ульяновского училища культуры Анатолия Луговцева. При работе на компьютере он использует те же приемы, что и при создании рукотворных картин, т.е. рисование кистью, пастелью, карандашом.
Заключительным аккордом на выставке стала демонстрация художественных презентаций (слайд-фильмов), проведенная на закрытии 16 апреля. Оборудование музея позволило юным мультимедийцам показать свои электронные творческие работы, что тоже стало новым разделом третьей выставки.
«Как Вы относитесь к компьютерному творчеству?»
– этот вопрос мы задавали посетителям выставки. Оказалось, большинство придерживается одной из двух противоположных точек зрения. Многие убеждены, что необходимо идти в ногу со временем и что произведения, созданные на машине, если они талантливы, ни в чем не уступают «рукотворным». Другие же думают наоборот: компьютерные произведения не передают состояние души и энергетику автора, и только человеческие руки способны создавать то, что потом останется в веках.
Такое полярное отношение – от безоговорочного принятия до полного отторжения чего-то нового - совершенно неудивительно. Вспомним хотя бы слова героя известного фильма о только зарождавшемся тогда виде искусства: «Придет время, когда не будет ничего: ни театра, ни кино – останется только телевидение». Но и сейчас, спустя полвека, и то, и другое, и третье остается востребованным.
Эта тема обсуждалась и на круглом столе, который проводился в составе выставки. Здесь прошел заинтересованный диалог педагогов, занимающихся образованием в области компьютерного искусства, и преподавателей, обучающих детей в традиционных техниках живописи и графики. В ходе дискуссии возникали и другие вопросы, имеющие отношение к данной теме. Существует ли такая профессия – «цифровой художник»? Компьютерное творчество – действительно творчество или только ремесло? Сможет ли оно сказать свое слово в искусстве или это только копирование традиционного искусства новым инструментом? Является достоинством или недостатком то, что художественные «ручные» работы выполняются, как правило, в единственном экземпляре, а «цифровые художники» могут тиражировать свои творения неограниченное количество раз? Участниками был отмечен и такой факт, как отсутствие культуры заимствования из чужих произведений при создании творческих компьютерных работ. Вопрос, считать ли плагиатом использование чужих фрагментов, часто измененных до неузнаваемости, актуален сегодня и во многих других видах искусства.
Вообще, у новых, начинающих развиваться направлений всегда возникает очень много проблем. Не обходятся без них и мультимедийцы. Отсутствие стабильной технической базы и разработанных методических пособий - это уже классика. Но есть еще одна проблема: как никогда ощущается нехватка подготовленных кадров - преподавателей, в равной степени владеющих и компьютерным, и «ручными» технологиями создания творческих работ. Выходов из этой ситуации может быть несколько, а один из них появился как-то сам собой: после выставки несколько ребят из художественной школы стали посещать занятия в Школе Мультимедиа. Возможно, именно они станут такими универсальными специалистами, которых не хватает нашему городу. Особенно актуальным это представляется сейчас, когда в регионе остро стоит проблема т.н. «утечки мозгов». Поэтому весьма своевременно оргкомитет выставки решил выйти к властным структурам города с предложением о создании экспериментальной площадки, где могли бы сотрудничать люди, заинтересованные в создании школы компьютерных искусств. Ведь для того, чтобы регион считался развитым, в нем необходимо поддерживать все новые перспективные начинания и выращивать собственные профессиональные кадры.
Т.В. Лаптева
Автор: Alov
Раздел: События
Дата добавления: 30.04.2004