ИТ в Ульяновске
ГЛАВНАЯ ЖУРНАЛ РАБОТА КОМПАНИИ КАТАЛОГ САЙТОВ БЛОГ ОБЪЯВЛЕНИЯ
Информационные технологии в Ульяновске
Вход | Регистрация




Добавить новость


Связаться с нами
Реклама на сайте Поддержите проект

Медиа-безопасность для школьников


За два последних десятилетия интернет превратился в важнейший канал информации, стал неотъемлемой частью современной цивилизации. Вряд ли можно теперь представить человеческое общение, работу СМИ, образование, политическую жизнь, научные исследования и развлечения без интернет-технологий. Сегодня формирование личности подростков, их установок, мотивов, ценностных ориентиров и поведенческих навыков происходит на стыке виртуального мира и реальности. Подростки «живут» в мире интернета и цифровых технологий: оформляя страницы и общаясь в блогах, социальных сетях, обмениваясь информацией через сервисы мгновенных сообщений и электронные энциклопедии, участвуя в сетевых играх и сообществах игроков. 

 

 

Риски, с которыми подростки могут столкнуться в интернете, имеют свою специфику, однако они не менее значимы, нежели опасности реального мира, прежде всего потому, что у подростков нет четкого разделения между жизнью, отношениями и связями в онлайне и офлайне. 

Одной из первых стран, где проблема безопасности детей в интернете была сформулирована и вынесена на общественное обсуждение, были США. Поводом послужили участившиеся случаи сексуальных преследований подростков, спровоцированных знакомствами в Сети. Данные исследований российского Фонда развития Интернет, проведенных  среди российских школьников, сообщают, что часть подростков осознает, что в Сети можно встретиться и с негативной, агрессивной, вредоносной информацией. Столкновение с такими материалами производит на подростков такое сильное впечатление, что 76% из опрошенных считают, что интернет опасен: 53% из них заявляют об этом в категоричной форме, еще 23% согласились с формулировкой «иногда опасен». У каждого десятого подростка интернет вызывает разочарование (11%) и гнев (11%), и почти пятая часть (19%) старшеклассников указали, что часто сталкиваются в интернете с информацией, которая раздражает их и вызывает неприятные эмоции. 

В нашей стране проблемой медиа-безопасности активно занимаются последние три года. 2009 год был объявлен годом безопасного интернета в РФ – это стало поводом к проведению встреч специалистов, дало начало многим проектам, созданию общественных и исследовательских объединений. Фонд развития Интернет в сотрудничестве с Фондом «Дружественный Рунет» запустил проект «Линия помощи “Дети онлайн”», который оказывает психологическую помощь и консультирует по вопросам безопасного использования Сети. Центр безопасного Интернета в России занимается мониторингом исследовательской и просветительской деятельности в области безопасного использования интернета в России. 

Большинство родителей согласны с тем, что интернет оказывает на детей позитивное влияние, но многие задумываются и об угрозах интернет-пространства. В России родители в большинстве своем разрешают детям пользоваться интернетом свободно, никак не ограничивают детей во времени (64%). Лишь 24% устанавливают временные ограничения и следят за тем, какие сайты посещают их дети. 28% стараются ввести правила пользования Сетью. Большинство родителей (63%) сообщают, что не обладают достаточной информацией о том, как защитить своего ребенка от негативного контента или контактов с людьми в интернете. Почти треть (28 %) не устанавливают никаких правил жизни и работы ребенка в Сети. 

Отечественные исследователи среди рисков и угроз в Сети называют интернет-зависимость и целый ряд проблем, связанных с процессом социализации подростков в интернете. Среди них – недостоверная и навязчивая информация, нарушение прав человека, проблема изоляции и утраты «Я», проблема в формировании идентичности, вред физическому здоровью, девальвация нравственности, снижение культурного уровня, вытеснение и ограничение традиционных форм общения, негативные социальные влияния. 

Подростки в интернете сталкиваются с теми же рисками, что встречаются им в обществе. В реальной жизни угрозы достаточно локализованы – они могут исходить от родственников, сверстников, знакомых из ближайшего окружения. В сетевом же пространстве угрозы могут исходить от кого угодно и откуда угодно – без географической или какой-то другой привязки. 

Нежелательный или «опасный» контент 

Что такое «опасный» или непристойный контент, сегодня пытаются определять, основываясь на «современных общественных нормах», которые также достаточно трудно формулируемы. Хранение и распространение порнографии с участием несовершеннолетних признано противозаконным в большей части стран мира. Иные «сетевые» угрозы (включая сексуальное преследование, оскорбления и агрессивное поведение в интернете) чаще всего не преследуются по закону 

Вопрос о детской порнографии в нашей стране требует особого внимания. По распространению данных материалов в Сети наша страна находится в тройке мировых лидеров – вместе с США и Таиландом. Больше 90% российских интернет-пользователей отрицательно относятся к детской порнографии, но при этом не готовы предпринять действия для пресечения ее распространения и категорически не хотят сообщать о ней в   правоохранительные органы. 

Под определение проблематичного или «опасного» контента подпадают разнообразные материалы, но большинство исследователей фокусируются на тех, которые содержат сцены насилия (фильмы, музыка, изображения) и порнографию. В этой связи упоминаются агрессивные высказывания, комментарии, выражения ненависти, детская порнография, а также контент, который может быть определен как оскорбительный. «Опасный» контент является причиной следующих проблем: 

1) дети невольно сталкиваются с подобными материалами во время вполне «безобидных» сессий в интернете; 

2) юные пользователи часто вполне компетентны для того, чтобы найти и получить доступ к запрещенному (родителями или законом) контенту; 

3) произвольный или непроизвольный просмотр подобных материалов негативно сказывается на детской психике, поведении. 

Распространенность таких угроз в Сети достаточно высока. 

Исследователи, занимающиеся данной проблемой, сходятся во мнении, что для предупреждения рисков и повышения психологической безопасности подростков в онлайн-среде необходимы следующие шаги:

гласность, широкое обсуждение проблемы онлайн-безопасности подростков в СМИ и на государственном уровне;

объединение усилий всех членов интернет-сообщества, как создателей сервисов и разработчиков программных продуктов, так и простых пользователей;

разработка и внедрение программ по формированию навыков безопасного поведения в Сети для школьников;

продолжение научных исследований по проблеме. 

Вывод: Необходимость защиты наших детей от медиа-угроз очевидна. Но так как на уровне государства этот вопрос решить практически невозможно, следует проводить соответствующую работу в школах и дома.

 

 



Автор: lankaster
Раздел: "Растём вместе"
Дата добавления: 15.02.2013



Комментарии:



 

ГЛАВНАЯ | ЖУРНАЛ | РАБОТА | КОМПАНИИ | КАТАЛОГ САЙТОВ | БЛОГ | ОБЪЯВЛЕНИЯ

© Ульяновск-он-лайн, 2003-2024

Каталог ИТ