ИТ в Ульяновске
ГЛАВНАЯ ЖУРНАЛ РАБОТА КОМПАНИИ КАТАЛОГ САЙТОВ БЛОГ ОБЪЯВЛЕНИЯ
Информационные технологии в Ульяновске
Вход | Регистрация




Добавить новость


Связаться с нами
Реклама на сайте Поддержите проект

«Цифровая компетентность российских подростков и родителей»: первые результаты всероссийского исследования


 

 

Цель: исследование цифровой компетентности школьников и родителей

Темы исследования:

• уровень цифровой компетентности, анализ ее компонентов и сфер;

• опыт использования Интернета и онлайн-деятельность детей и их

родителей;

• источники, средства и способы повышения цифровой компетентности

детей и родителей;

• осведомленность родителей об особенностях использования Интернета

детьми;

• знания, навыки, мотивация, ответственность и безопасность при

использовании Интернета детьми и родителями;

• используемые онлайн сервисы и сформированные навыки и умения

безопасного использования ИКТ;

• вовлеченность родителей в онлайн-деятельность детей и обучение

компетентному безопасному пользованию (по оценке детей и

родителей);

• потребности детей и родителей в повышении цифровой компетентности.

 

Использование Интернета

 

Каждый седьмой подросток в будни проводит в Интернете 5-8 часов и

больше. В выходные в Интернете такое же время проводит уже каждый

четвертый (25%). Если 2/3 детей пользуются Интернетом от 1 до 5 часов в

день в будни и выходные, то почти 90% взрослых проводят в сети меньше

3-х часов в день. Родители пользуются Интернетом значительно умереннее,

чем дети. Треть взрослых в будни и каждый четвертый в выходные меньше

часа находятся онлайн. Подростков, проводящих в сети не часы, а минуты, в

три раза меньше, чем их родителей. Это только каждый десятый ребенок. В

выходные дни 5-8 часов в Интернете проводит каждый шестой школьник и

только каждый двадцать пятый взрослый.

 

89% детей пользуются Интернетом ежедневно. Среди родителей ежедневных

пользователей Интернета – 53%. Причем, 17% родителей отметили, что

не пользуются Интернетом вообще. По сравнению с 2010 г. число таких

родителей уменьшилось на 11%.

 

Большинство подростков пользуются своими компьютерами или ноутбуками.

Среди взрослых этот вариант так же популярен, как и семейный (общий)

компьютер или ноутбук. Мобильный Интернет у детей в два раза более

популярен, чем у родителей, также как и выход в Интернет через игровые

приставки и телевизоры. Учитывая только мобильный телефон и смартфон,

мобильным Интернетом сегодня пользуется практически каждый второй

ребенок.

Большинство детей и взрослых используют Интернет для поиска интересной

информации. У детей на втором месте по популярности – поиск информации

для учебы. Таким образом, учебной деятельности в Интернете дети отводят

больше времени, чем общению, поиску друзей и играм. Большинство видов

деятельности у детей более популярны, чем у взрослых. По сравнению с

детьми, родители чаще читают новостные ленты и используют возможности

Интернета для покупок и заработка.

 

Цифровая компетентность: мифы и реальность

 

У большинства родителей и подростков сложилось достаточно позитивное

представление о собственной цифровой компетентности: практически

80% школьников и каждый второй родитель считают себя уверенными

пользователями Интернета. Оценка уровня цифровой компетентности на

основе специального индекса показывает, что это завышенное и неадекватное

представление.

И подростки, и родители демонстрируют наиболее высокую цифровую

компетентность по компоненту знаний, хотя при этом даже средний уровень

знаний не достигает 50%. Что касается мотивации, то ни родители, ни подростки

не проявили устойчивую установку на самосовершенствование в цифровом

мире. Их мотивация составляет лишь 20% от максимально возможной.

учителей.

И родители, и подростки наиболее компетентны в сфере работы с контентом

в сети и наименее компетентны в сфере потребления товаров и услуг

через Интернет. Подростки научились искать информацию и завязывать

знакомства в социальных сетях. Однако, им значительно труднее дается

критическая оценка найденного, создание своего контента и взаимодействие

с интернет-сообществами.

 

Источники цифровой компетентности и их оценка

 

Абсолютное большинство и детей и родителей обучались пользованию

Интернетом самостоятельно (67% родителей и 75% подростков). Каждый

пятый родитель признался, что его научили пользоваться Интернетом

собственные дети. Лишь 13 % детей указали, что их научили пользоваться

Интернетом в школе.

Помощь учителей в школе подростки оценивают невысоко: лишь 39%

школьников полностью или частично удовлетворены знаниями об

использовании Интернета, которые они получили в школе. Только

каждый десятый подросток получил в школе информацию о безопасном

использовании Интернета. В то же время 44% подростков считают, что школа

не дает им никаких полезных знаний в этой области или вообще неспособна

их дать. Каждый десятый подросток сказал, что знает об Интернете больше

учителей.

 

Большинство родителей обеспечивает безопасность использования

Интернета детьми только с помощью антивируса, а каждый десятый вообще

не в курсе, что установлено на компьютере, которым пользуется его ребенок.

Только каждый пятый родитель знает о возможностях настройки режима

безопасного поиска в Google и Яндексе.

 

 

Кто и как должен повышать цифровую кометентность

детей и родителей?

 

 

Подростки и взрослые по-разному видят источники повышения своей

цифровой компетентности. Тем не менее каждый пятый ребенок и

каждый пятый взрослый хотели бы, во-первых, пройти специальную

обучающую программу в Интернете, во-вторых – повышать свою

цифровую компетентность в школе или на работе. Только 7% детей

и 13% взрослых считают, что грамотность в вопросах использования

Интернета «совсем не обязательна». Каждый десятый взрослый и ребенок

считают свой уровень цифровой компетентности вполне достаточным.

Если подростки рассчитывают в основном на себя самих и своих друзей,

обучаясь самостоятельно или через программы в Интернете, то родители

больше рассчитывают на помощь работодателей, специальных центров и

собственных детей.

Отвечая на вопрос «Что должна делать школа по вопросам использования

Интернета детьми?», значительная часть родителей считает, что в школе детей

должны информировать (42%) и обучать навыкам безопасного использования

Интернета (38%), а также обучать эффективно пользоваться современными

инфокоммуникационными технологиями (39%). Каждый пятый родитель

хотел бы, чтобы и его также информировали в школе об Интернет-угрозах

и правилах безопасного использования Интернета. Лишь треть родителей

поддерживает предоставление доступа в Интернет на основе определенного

списка сайтов.

Каждый второй опрошенный родитель предлагает предоставить доступ

к полезным ресурсам, в том числе онлайн-энциклопедиям, поисковым

службам и платформам с образовательным видео, таким образом, считая,

что современные технологии могут быть полезны в образовании. Единицы

считают, что Интернет в школе лучше заблокировать.

 

Проведенное исследование позволяет сделать ряд выводов о цифровой компетентности российских подростков и их родителей, а также о путях ее повышения

1.        Интернет-активность детей, как ежедневная, так и почасовая, а также разнообразие использования детьми различных устройств значительно превышает использование Интернета родителями. Это означает, что использование Интернета становится неотъемлемой частью образа жизни цифрового поколения. И этот образ жизни в большинстве случаев расходится с образом жизни их родителей. В условиях возрастающей мобильности и персона л ьности Интернета родителям важно становиться его компетентными пользователями, быть «на одной волне» со своими детьми, обсуждать с ними эту значимую часть их жизни, изучать вместе новинки, возможности и риски. А также вместе выстраивать баланс между реальностью и виртуальностью, стремясь к умеренному и целесообразному использованию Интернета. Стоит также задуматься над тем, есть ли у ваших детей достойные альтернативы Интернету в реальной жизни.

2.        Большинство подростков (80%) и половина родителей (50%) демонстрируют высокую уверенность в использовании Интернета, что создает иллюзию достаточной или даже высокой компетентности российских Интернет-пользователей. Однако, полученные данные по уровню цифровой компетентности разрушают миф о том, что цифровое поколение все знает и все умеет в Интернете. Цифровая компетентность и российских родителей, и российских подростков невелика: она составляет примерно треть от максимально возможного.

3.        75% родителей и 68% детей учились использованию Интернета самостоятельно, бессистемно и неорганизованно, не имея возможности регулярно и систематически обсуждать опыт пользования Интернетом, сравнивать свои цифровые знания и навыки с уровнем сверстников, родителей и экспертов. Умение пользоваться Интернетом оказывается неявным знанием, полученным «наощупь», через серию собственных проб и ошибок каждого пользователя. И взрослые, и дети в целом выражают свою заинтересованность в повышении цифровой компетентности. Большие ожидания родители возлагают на школу. Такая ситуация показывает высокую необходимость подготовки специальных методических пособий и обучающих программ для специалистов системы общего образования по повышению цифровой компетентности педагогов и школьников.

4.        Немаловажно, что, по сравнению с родителями, подростки более готовы активно учиться но у них также чаще встречается и «почивание на лаврах», когда иллюзия цифровой компетентности приводит к недостатку мотивации: «мне уже не надо учиться» как бы говорит подросток.

 

Поэтому особую важность приобретают программы, в которых включено «мотивирующее» звено, работающее на осознание необходимости повышения цифровой компетентности.

5.        Высокая интенсивность использования Интернета подростками показывает, что значимость Интернета для цифрового поколения продолжает расти: он не только является основным источником информации и инструментом коммуникации в повседневной жизни, но и превращается в важный фактор социализации подростков. Такое положение дел требует специального внимания в системе среднего образования к вопросу о формировании ответственных и сознательных «цифровых граждан». Российская школа в соответствии с образовательными стандартами нового поколения, а также с ожиданиями родителей должна взять на себя главную ответственность за формирование у детей высокого уровня цифровой компетентности, позволяющей укрепить «цифровое гражданство». Это происходит на основе расширения образовательных возможностей интернет-среды, укрепления авторитета учителя в этой области, формирования навыков и умений критической и творческой оценки онлайн ресурсов, навыков безопасного использования Интернета и формирования этических норм И нтернет-пол ьзователя.

6.        И дети, и родители осознают высокий образовательный потенциал Интернета и его роль в развитии коммуникационных навыков и в процессе обучения. В связи с этим большинство родителей отмечают необходимость обеспечения доступа детей к Интернету в школах, включая широкий круг образовательных ресурсов, видеохостингов (в т.ч. YouTube), поисковые системы, интернет-энциклопедии - при условии использования инструментов безопасного поиска и безопасного доступа в Интернет.

7.        Как показывают результаты исследования, школа пока еще не пользуется у подростков авторитетом в области овладения возможностями Интернета. Надежды родителей на то, что именно школа компенсирует возможные пробелы в осведомленности ребенка о возможностях и рисках сети, разбиваются о камень скептического отношения к школе у самих подростков. Поэтому трудности, возникающие на пути решения такой глобальной задачи, как повышение цифровой компетентности педагогов и подрастающего поколения, должны быть разделены государством и школой с интернет-компаниями, практикующими политику социальной ответственности и имеющими высокую профессиональную репутацию в и нтернет-сообщества.

 

Источник 

 

 

 

 



Автор: lankaster
Раздел: "Растём вместе"
Дата добавления: 14.03.2013



Комментарии:



 

ГЛАВНАЯ | ЖУРНАЛ | РАБОТА | КОМПАНИИ | КАТАЛОГ САЙТОВ | БЛОГ | ОБЪЯВЛЕНИЯ

© Ульяновск-он-лайн, 2003-2024

Каталог ИТ